РУСАЛКУ ТЕБЕ В КОНОПЛЯХ!
У восточнославянских народов с коноплей были связаны представления о русалках. В малолесных южнорусских губерниях России, где к тому же имелось мало крупных рек, русалки считались жительницами не только вод, но и полей. В Орловской губернии полагали, что царство русалок находится в конопляниках. Считалось, что там, где бегают русалки, вырастает пышная зелень. Девушки в Белоруссии, желая, чтобы отросли длинные и пышные волосы, расчёсывая их, произносили заклинание: "Русалку тебе в коноплях".

Причём вся нечисть боится конопляного, льняного и пшеничного полей. По свидетельствам Н. Я. Никифоровского и П. П. Демидовича «Нечистики не останавливаются на льнище, коноплянище и на пшеничной полосе – на первых двух вырастают предметы, производящие масло – приправу к постным кушаньям, а на втором – материал для изготовления просфир»; «черту нельзя влезать на льнище, коноплянище и пшеничнище, потому что из этих вещей приготовляют «алей» и просфоры, которые постоянно употребляют в церкви».

А русалки наоборот! Они предпочитают конопляное поле: «Царство русалок, как говорят, было в коноплях, т. к. за неимением лесов и больших рек в данной местности им водиться было негде, кроме конопляников».

В Данковском уезде Рязанской губернии обряд изгнания [русалки] совершается так: русалок изображают девушки в одних рубашках с распущенными и перекинутыми на лицо волосами. В течение всей русальской недели, по вечерам, во время хороводов, они бродят по улице, то по задворкам, то прячась в конопляники; стараются пугать людей, а поймав детей, трясут их...» [Зеленин. К вопросу. С. 291].

Д. К. Зеленин, обобщая сведения о внешнем виде русалок, писал: «Из 17 сообщений, в которых точно определяется цвет волос у русалок, 8 сообщений признают этот цвет зеленым, – «что твоя конопля; из них 4 свидетельства великорусские, 3 малорусские и 1 белорусское» [Зеленин. Очерки. С. 184]. Известно, что распущенные по плечам длинные волосы – отличительный признак русалок (впрочем, как и других женских мифических существ).

В Волковыском уезде Гродненской губернии отмечена примета: когда девица чешет волосы, то ей нужно сказать: «русаўка табе ў каноплях!» Тогда у нее будут волосы большие, как у русалки» [Зеленин. Очерки. C. 185]. Здесь мы видим внешне завуалированное сопоставление волокон конопли и распущенных женских волос. Это сопоставление, правда, выходит далеко за рамки образа русалок. Вот интересный текст загадки о конопле, где она предстает простоволосой женщиной: «Стоит Хадосьтя, растрипауши волосьтя» [Добровольск. Загадки. № 104. С. 87].

«Имеющая плохие волосы девушка, распустив их по плечам, становится среди пашни, где сеют коноплю. Если девушку запашут коноплей, то у нее будут длинные, крепкие волосы» [Никифоровск. Приметы, № 484. С. 77].

Сербки в Тодорову субботу варили волокна конопли и мыли волосы в этом отваре (чтобы хорошо росли и были густыми).

Д. К. Зеленин приводит запись обряда похорон русалки, зафиксированного в Михайловском уезде Рязанской губернии, помещенную в первый том сборника «Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях...» П. В. Шейна. В ней находим интересную деталь: все участники обряда идут со свечами, сделанными из стеблей конопли [Зеленин. Очерки. C. 266]. Еще в одной информации из той же местности о «проводах коня», сопоставляемых Зелениным с проводами русалки, тоже находим детали, свидетельствующие о связи последних с коноплей: в конский праздник, в Егорьев день «делают (т. е. наряжают) коня». Его хвост изготовлен из мятой конопли, а «тело» – из грубой конопляной ткани» [Зеленин. К вопросу. С. 294]. Сравним это со следующей информацией.

В травнике Городецкого и Вилька упоминается трава «Конопельник» или «Репик» – конская грива. Ее используют при маточных болезнях, что само по себе примечательно. Чучело коня при проводах русалки делали из конопли. Здесь эта связь отражена в самом названии растения. Учтем, что часто в обрядах проводов русалки русалку изображал просто конский череп, а по некоторым данным, сама русалка могла иметь конскую голову.

____________
Источники: 1) Русский старообрядческий лечебник. Леонтьева Г.А., Липинская В.А.
2) Н. К. Козлова. Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты.